whatsapp telegram viber
г. Москва, Ленинский проспект, д. 37, корп. 1, Офис 219.
Режим работы:
с 9.00 - 18.00, Пн-Пт
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
Telegram WhatsApp
Главная » Блог » 📝 Оценка стоимости бизнеса: анализ методов и подходов

Оценка стоимости бизнеса: анализ методов и подходов

Оглавление:
Бизнес представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов, нацеленных на производство товаров или услуг с целью извлечения прибыли. Для определения привлекательности проекта для потенциальных инвесторов и прогнозирования возможной выручки от продажи важно иметь ясное представление о его стоимости. В данной статье мы рассмотрим методы и подходы оценки стоимости бизнеса.

Понятие стоимости бизнеса

Стратегический показатель стоимости бизнеса представляет собой анализ будущих денежных потоков, на которые может рассчитывать владелец экономического субъекта, такого как организация или предприятие. Процесс оценки бизнеса — это комплекс мероприятий, проводимых экспертами для определения текущей стоимости предприятия. Оценщик внимательно изучает все аспекты коммерческой деятельности, включая бизнес-процессы, учредительные документы, договорные отношения, состояние активов и деловую репутацию.

Виды стоимости бизнеса

Существует четыре различных метода оценки стоимости бизнеса, каждый из которых характеризуется уникальными подходами, целями и задачами.
  • Рыночная стоимость представляет собой оценку цены активов компании, включая ее доходы. Этот метод применяется для коррекции стратегии долгосрочного развития. Для определения рыночной стоимости бизнеса анализируется также прибыль за текущий период. Такая оценка необходима предпринимателю для позиционирования компании на рынке при проведении сделок и реорганизации, включая поглощение, слияние или продажу бизнеса.
  • Инвестиционная стоимость. Этот вид определения цены связан с конкретными инвестиционными целями. Используется в двух сценариях: при запуске нового инвестиционного проекта владельцем бизнеса или при планировании инвестиций со стороны потенциальных инвесторов. С учетом прогнозируемого дохода цена бизнеса, рассчитанная с помощью этого подхода, может оказаться выше или ниже по сравнению с рыночной.
  • Текущая (восстановительная) стоимость представляет собой сумму затрат, вложенных в развитие предприятия за все время его существования. Этот метод необходим, когда требуется застраховать имущество компании, переоценить активы или оптимизировать налогообложение.
  • Ликвидационная стоимость определяется в денежном выражении за вычетом затрат, связанных с ликвидацией. Этот метод используется в случае экстренного закрытия бизнеса и приводит к снижению цены активов и общей денежной суммы, которую можно выручить от продажи предприятия.

Для чего может потребоваться оценка бизнеса?

Существует множество обстоятельств, при которых владельцу компании может понадобиться независимая профессиональная оценка стоимости бизнеса. Эти цели включают в себя продажу предприятия, привлечение инвестиций, оценку эффективности стартапа или существующих экономических процессов.
  • Для продажи. Оценка стоимости бизнеса с целью его отчуждения предполагает определение потенциальной стоимости компании, которую может заплатить будущий покупатель. Экспертное заключение основывается на материальных и нематериальных активах, наличии дебиторской и кредиторской задолженности, а также на иных факторах, влияющих на эффективность и доходность бизнеса.
  • Для привлечения инвестиций. Бизнес часто нуждается в дополнительных денежных сложениях, особенно если это стартап. Расширение влияния и рост компании являются ключевыми целями для новых участников в бизнесе. Инвесторы стремятся вложить средства в надежные и перспективные проекты. Если веб-сайт привлекает новых клиентов и приносит прибыль, инвесторы могут проявить интерес к развитию вашего бизнеса, а потенциальные покупатели рассмотрят приобретение этого актива. Рекомендуется провести анализ статистики конверсий и роста трафика на сайте организации. Системная аналитика поможет оценить эффективность рекламных каналов, онлайн-продаж, а также работу маркетологов и менеджеров.
  • Оценка эффективности. Зная стоимость предприятия, владелец может определить перспективы его дальнейшего развития, оценить уже проделанную работу и внести позитивные изменения в производственные, управленческие и маркетинговые процессы. Оценка бизнеса является инструментом для понимания того, насколько эффективна созданная система работы и как быстро компания развивается.

Методы оценки бизнеса

Методы отличаются в зависимости от применяемых подходов к вычислению стоимости бизнеса. Выбор конкретного способа зависит от характеристик и особенностей конкретной отрасли экономики. Существуют три основных:
  1. Метод дисконтированных денежных потоков. Он эффективен для быстрорастущих стартапов на ранних стадиях развития, особенно если они еще не достигли высоких показателей доходности. Стоимость бизнеса рассчитывается на основе прогноза свободного денежного потока в будущем периоде, учитывая возможные риски. При использовании данного метода возможно завышение реальной цены компании из-за неточностей и предположений, связанных с экономическими показателями и изменениями размера выручки.
  2. Метод чистых активов. Подходит для предприятий с обширным портфелем активов. Расчет стоимости производится на основе балансовых показателей организации. Преимущество данного метода заключается в возможности определения стоимости бизнеса исходя из анализа бухгалтерских данных.
  3. Метод мультипликаторов и коэффициентов. Этот способ оценки основывается на использовании различных множителей. Он часто применяется для определения стоимости предприятий в различных отраслях экономики и является относительным, так как сравнивает бизнес с аналогичными предприятиями на рынке. Процесс оценки включает в себя выбор подходящих множителей, сравнение с рыночными стандартами, адаптацию к особенностям коммерческой деятельности и умножение выбранных коэффициентов на соответствующие финансовые показатели.
Существуют еще два дополнительных параметра оценки стоимости компаний:
  • правило компетенций, которое предполагает определение стоимости долей всех сторон с учетом профессиональных навыков всех участников организации;
  • правило жадности — инвестиционная сумма умножается на долю директора бизнеса, делится на его инвестиции, а затем умножается на долю вложений инвестора. Объективная оценка будет приемлемой в пределах от 5 до 8. Если результат превышает 10, считается, что собственник демонстрирует «жадность», ущемляя интересы инвесторов.

Как самостоятельно посчитать стоимость бизнеса

Собственник компании может провести оценку стоимости бизнеса самостоятельно, воспользовавшись тремя методами: доходным, сравнительным и затратным. Рассмотрим особенности применения каждого из них более подробно.
  1. Используем доходный метод. Определяем величину ожидаемых денежных поступлений за определенный период времени. Проще говоря, надо умножить размер чистой прибыли за последний год на 3–5 лет (горизонт планирования). Полученный результат можно сравнить с доходами за предыдущие периоды. Это поможет определить, увеличивается ли прибыль или сокращается.
  2. Анализируем стоимость аналогичного бизнеса. Сравнительный метод применяется к компаниям с высокой прибылью, но ограниченными активами. Владелец должен найти организации, которые работают в схожей отрасли, с таким же географическим расположением, похожей финансовой и операционной структурой, выручкой и ассортиментом реализуемых товаров или услуг. Если компания открыта недавно, можно использовать среднюю стоимость 4–5 аналогичных проектов. Если предприятие работает длительное время, можно сравнить данные о доходах с применением мультипликатора — отношения стоимости бизнеса к его чистой годовой прибыли.
  3. Оцениваем величину затрат на запуск. Затратный метод основан на подсчете вложений на создание бизнеса. Предприниматель определяет стоимость компании путем суммирования вложенных в нее денег.
После проведения трех оценок необходимо вывести среднее значение. Оно может отличаться от цены, по которой покупатель готов приобрести бизнес. Владельцу придется принять решение: готов ли он продать свое предприятие по более низкой стоимости или нет. Это зависит от наличия аналогичных предложений и текущей рыночной ситуации.

Корректировка полученных значений

Внесение корректировок в итоговую стоимость бизнеса может быть достигнуто путем оптимизации налоговой системы и сокращения дебиторской задолженности предприятия. Уменьшение этих показателей способствует увеличению оборота, что в свою очередь положительно сказывается на доходности. Результаты таких изменений помогут оптимизировать бизнес-процессы и сделать продажу компании более выгодной. При наличии расходов на рекламные услуги по привлечению звонков в вашу компанию, рассмотрите возможность защиты от мошенничества. «Мусорные» звонки, не приносящие продаж, тратят бюджет впустую. Важно выявить их и отказаться от неэффективных рекламных источников.

Выводы

Оценка стоимости бизнеса – это анализ предполагаемой доходности предприятия в будущем. Процедура включает в себя изучение экономических процессов, бухгалтерских данных, учредительных документов, деловой репутации, активов и обязательств предприятия. Знание реальной стоимости бизнеса дает владельцу возможность выгодно продать свой проект, привлечь в него инвесторов, а также более точно прогнозировать развитие действующей компании или будущего стартапа.
Дата публикации: 18.01.2024
Остались вопросы?

Оставьте заявку, и специалист свяжется с вами через 40 секунд!


    Отправляя данные, вы даете согласие на обработку персональных данных и политику конфиденциальности

    Николай Павленко
    Генеральный директор ООО «ПМ-Консалт»
    Сертифицированный оценщик, судебный эксперт
    Опыт работы
    с 2011 года
    Образование
    Магистр ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» по направлению «Юриспруденция» специализация «Судебная финансово-экономическая экспертиза»
    Другие статьи
    X
    Задать вопрос эксперту



      Свернуть >