Товарный знак иногда бывает значительно ценнее, чем материальные активы, так как дает бизнесу определенные конкурентные преимущества. Активно используемый товарный знак обеспечивает узнаваемость бренда, а также привлекает новых потребителей. Это позволяет компании получать хорошую прибыль и вкладываться в дальнейшее производство продукции: расширять ассортимент и реализовывать его.
Товарный знак не только выступает визитной карточкой организации, но и может использоваться для совершения юридически важных действий, например реорганизации компании или ее продажи, а также выступать предметом залога. В этих и многих других случаях важно правильно рассчитать стоимость товарного знака. Расскажем, как это сделать и на что обратить внимание.
Чаще всего под этим термином понимают оценку исключительного права на него. Кроме того, бывает неисключительное право на товарный знак, которое подразумевает его использование по лицензии. Оно появляется при заключении лицензионного договора. Оценивая стоимость товарного знака, важно знать, какой вид права надо оценить, поскольку их рыночная стоимость отличается.
Так, при определении ущерба, нанесенного правообладателю нелегальным использованием его товарного знака, нужно знать стоимость неисключительного права, то есть размер справедливой оплаты за использование товарного знака с учетом объема и времени его применения. Поскольку неисключительное право более ограничено, чем исключительное, оно оценивается меньше. Далее мы поговорим именно об оценке исключительного права на товарный знак.
Когда проводят оценку
В ходе процедуры оценщик рассчитывает рыночную стоимость товарного знака, исходя из наиболее вероятной цены, по которой его можно будет реализовать в ходе коммерческой сделки. Оценка должна быть корректной. Если компания заключает договор отчуждения товарного знака по заниженной стоимости, то по инициативе истца суд может признать данную сделку недействительной. Согласно ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не приводит к юридическим последствиям, кроме тех, что связаны с ее недействительностью.
Оценка стоимости товарного знака выполняется в строгом соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
Для оценки стоимости товарного знака используют три подхода:
В большинстве случаев для расчета стоимости исключительного права на товарный знак используют доходный или затратный подход. Выбор зависит от того, применяют ли товарный знак при изготовлении и продаже товаров либо нет.
Здесь все просто:
Однако эти два подхода могут применяться вместе. При этом доходный будет выступать основным, а затратный — вспомогательным. Дополнительно возможно применение сравнительного подхода при наличии информации об аналогичных товарных знаках.
Перед тем как обратиться к профессиональному оценщику, многие люди хотят знать, как определить стоимость товарного знака самостоятельно. Конечно, такие расчеты не заменят профессиональной оценки, а лишь дадут примерный результат.
Приведем способы того, как определить стоимость товарного знака.
Чтобы определить стоимость товарного знака с помощью доходного подхода, нужно знать объем изготовления и продажи товаров под этим знаком. Порядок расчета следующий:
Узнать долгосрочный (на пять-десять лет) среднегодовой темп роста выручки от продажи номенклатурных единиц товаров, выпускаемых под товарным знаком.
Если рассчитать долгосрочный показатель роста прибыли сложно или есть вероятность того, что прибыли может и не быть, то можно установить его равным нулю.
Выяснить ставку роялти за использование товарного знака. На нее действуют такие факторы, как:
Чаще всего ставка роялти по товарному знаку составляет 1—7 %. Если рассчитать данный показатель не удается, то можно взять значение чуть выше среднего (примерно 4 %).
Рассчитать стоимость товарного знака по формуле: СТЗ = (В * СР) / (СД — СТРВ), где:
Например, за последние 12 месяцев компания выручила с продажи продукции под определенным товарным знаком 20 млн рублей. Ставка роялти равна 5 %, а ставка дисконтирования — 30 %. Среднегодовой темп роста выручки на пять лет ожидается 15 %. Приведем расчет стоимости товарного знака:
СТЗ = (20 * 0,05)/(0,3 — 0,15) = 1/0,15 ≈ 6,67 млн руб.
Если товарный знак только прошел регистрацию, а на рынке под ним еще нет товаров, то для расчета его стоимости используют затратный подход. При этом:
В стандартные расходы на создание и регистрацию товарного знака входят:
Порядок расчета стоимости товарного знака при затратном подходе следующий:
Определить величину стандартных расходов на регистрацию товарного знака. Предположим, они следующие:
Итого: 60 тыс. руб.
Отметим, что стоимость регистрации товарного знака меняется в силу инфляции и других факторов, поэтому при расчете следует учитывать цены, актуальные на дату проведения оценки.
Определить стоимость товарного знака по несложной формуле:
СТЗ = РЗ * (1 + ПИ), где:
СТЗ – стоимость товарного знака;
РЗ – размер стандартных затрат на регистрацию товарного знака;
ПИ – прибыль инвестора.
Приведем пример расчета.
Возьмем сумму стандартных расходов за регистрацию товарного знака равной 60 тыс. руб. (об этом мы говорили выше). Величину прибыли инвестора посчитаем как 20 %.
Исходя из формулы, рыночная стоимость товарного знака будет следующей:
СТЗ = 60 000 * (1 + 0,2) = 72 000 руб.
Мы рассказали, как оценить стоимость товарного знака самостоятельно. К сожалению, неспециалистам трудно, а порой практически невозможно определить правильные значения для формулы. Это влияет на точность расчетов.
Поэтому за оценкой стоимости товарного знака рекомендуем обращаться в ООО «ПМ-Консалт». Оценщики выберут оптимальный подход к оценке товарного знака и подготовят отчет об оценке.